Национальные музыкальные инструменты, или 6 метров звука.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 4 из 5)
Loading ... Loading ...

Как завораживали меня в свое время строки, спетые бархатным голосом Бутусова: «… возьми банджо, сыграй мне на прощанье…», а перед мысленным взором рисовался неведомый тогда инструмент. И только гораздо позже я узнала, что банджо – джазовый инструмент афроамериканцев, успешно нашедший себя в стиле кантри. А сколько их еще, музыкальных инструментов стран и народов, которые, выполняя раньше функцию ритуальных, сейчас входят в мировые оркестры и используются группами различных направлений. Вот о некоторых из них мне бы и хотелось сегодня поговорить.

Банджо

И начну я с банджо, так как именно вечный мотив «Прощального письма» «Нау» навел меня на мысль написать эту статью. Струнно-щипковый инструмент банджо попал в Америку из Африки, где был священным инструментом африканских шаманов, прикасаться к которому мог только сам шаман, а ослушников карали страшной смертью. Первые упоминания о банджо, как об американском инструменте, датируются серединой 16 века, хотя его корни уходят в глубокую древность. Можно предположить, что прообразом банджо стал шаманский бубен, к которому позже был приделан гриф, на который натянули струны. Современное банджо насчитывает от 4 до 9 струн и считается родственником гитары и мандолины. Играют на нем плектром, который больше знаком нам под названием «медиатор». Звук банджо резкий, высокий, но очень задорный, его сразу слышно в любом оркестре, он заставляет сердце биться чаще, а ноги сами собой начинают отбивать ритм. Банджо – один из любимейших американских инструментов, оно давно уже перестало быть «гитарой чернокожих», сейчас оно послушно белым пальцам, и хотя когда-то банджо было одним из немногих развлечений рабов, бывшие «белые господа» с удовольствием учатся извлекать звук из «бубна со струнами». А в 20-х годах прошлого века стал популярен жанр «поющего ковбоя», тогда ни один кино-вестерн не обходился без героя, исполняющего кантри, подыгрывая себе на банджо. Вестерны давно остались в прошлом, а вот стиль кантри и банджо – его неотъемлемая часть, похоже, будут жить вечно.

Варган

Один из самых древнейших язычковых инструментов, он представляет собой приспособление, весьма похожее на ключ немного странной формы, но это современный вид. Есть предположение, что изначально варган (хомуз, комуз и так далее, в зависимости от стран) был обычным луком, один конец которого упирали в землю, а второй – в нёбо, и играли на тетиве. Правда, древние варганы до сих пор находят при раскопках даже в тех местах, где аборигены никогда не пользовались луками. Загадка. На самом деле почти у каждого народа был свой варган. Первый японский металлический варган был обнаружен в 1990 году и датируется 900-ми годами нашей эры. До этой находки считалось, что все варганы в Японии были сделаны из дерева или бамбука. Чтобы вы могли представить себе, что же такое варган и как он действует, я приведу такой пример: представьте, вы берете в рот металлический или деревянный предмет, и при помощи дыхания и вибрирования пальцев добиваетесь некоего звука. От интенсивности выдоха и скорости пальцев зависит тон, многообразие и настроение извлекаемых звуков. Между прочим, именно варган стал прообразом губной гармошки, изобретенной в 1821 году Фридрихом Бушманом – в ее основе были несколько маленьких варганов, встроенных в один корпус. В принципе, нельзя причислить варган к какой-то одной стране, назвать его конкретно чьим-то национальным музыкальным инструментом, это как раз тот случай, когда этнический, казалось бы, инструмент уходит корнями почти в каждое место на земном шаре. Поэтому и фестивали, посвященные игре на варгане, проходят во многих странах, например, в Австрии, в городе Мольн, этот фестиваль ежегодный и собирает огромное количество соло-исполнителей, фольклорных коллективов и этнотрансовых музыкантов.

Тамтам

С этим музыкальным инструментом связано немало загадок. Почему-то все ученые и музыковеды приходят к выводу, что такого названия в природе не существовало, а в современность пришло путем сложной языковой трансформации. Более того, кто-то считает, что это общее название всех индейских и африканских деревянных барабанов, использовавшихся в шаманских ритуалах и служащих для передачи информации на расстоянии. Но есть и другое мнение – тамтамами называют еще и металлические ритуальные гонги, так же использовавшиеся шаманами. Скорее всего, истина где-то посередине и отсылает нас к традициям шаманизма, в которых любой ударный инструмент может быть прообразом того, что мы сейчас видим на концертах этнических музыкальных коллективов и в репортажах об аборигенах Африки. Современные музыканты часто причисляют тамтамы к  перкуссии – дополнительным шумовым эффектам, в основном, ударного свойства. Поэтому для того, чтобы послушать тамтам, совершенно не обязательно куда-то ехать специально, а купить любую разновидность тамтама можно как в России, так и во многих странах. Мой тамтам, например, привезен из Турции.

Диджериду

Еще один древнейший инструмент, но с его происхождением как раз все ясно – диджериду – инструмент австралийских аборигенов, причем название этой гигантской трубе дали колонисты, и оно напоминает те звуки, которые извлекают из инструмента. Считается, что первые диджериду делали их бамбука, что и отражается во многих вариантах названия этого инструмента. Дело в том, что тот духовой инструмент, который известен нам под одним названием, в самой Австралии имеет массу вариаций, а точнее, 45. Приводить их здесь все не имеет смысла, вот только некоторые из них: Bambu, Bombo, Kambu, Pampuu, Garnbak, Illpirra, Martba, Jiragi, Yiraki и Yidaki. Сейчас из какого только материала не изготавливают диджериду – из металла, бумаги, гофрированных шлангов, но принято считать, что истинный диджериду должен быть сделан из тонкого куска эвкалиптового дерева, сердцевину которого выели термиты, а классическая длина инструмента должна составлять от 0,5 до 2 метров. Но изготовители диджериду не останавливаются в своих экспериментах, так, Гарри Гринвуд, стремясь получить идеальный звук, создал металлический диджериду длиной 6 метров. Это сооружение больше похоже на гигантский цветок, чем на музыкальный инструмент, но он является законной гордостью создателя. При игре на диджериду используют технику непрерывного дыхания, тембры инструмента весьма разнообразны и зависят от длины диджериду, его диаметра, материала, из которого он изготовлен и от того, где на нем играют – в помещении звук получается более богатый, нежели на открытом пространстве. Австралийские аборигены использовали диджериду для ритуальных действий и для вхождения в транс, а современные музыканты с помощью этого духового музыкально инструмента разнообразят свои композиции.

Кастаньеты

Право первооткрывателя этого незамысловатого инструмента оспаривают несколько стран – Испания, Италия, даже народы Средней Азии считаю, что камушки, которыми они пользуются в создании своих мелодий, и есть прообраз кастаньет. Но общепринято считать, что это испанский народный инструмент, который попал к ним от мавров и так полюбился простому народу, что испанцы до сих пор используют их в своих национальных танцах. Кастаньеты представляют собой две деревянных раковины, которые крепятся между собой и с ладонями музыканта шелковым шнурочком, их два вида – под правую и под левую руку. «Левые» кастаньеты больше по размеру и служат для отбивания простого ритма, а «правые» - маленькие, но именно они создают неповторимый рисунок, который заполняет паузы в песне или в движении. Для нас кастаньеты ассоциируются в первую очередь с танцем фламенко, ведь ни одна из испанских танцовщиц не начнет танец без этих маленьких помощников. В Мадриде ежегодно в конце января – начале февраля проходит фестиваль фламенко, на котором лучшие мастера этого танца демонстрируют свое искусство, и именно там можно услышать разнообразные ритмы кастаньет. Кстати, изначально деревянные, сейчас кастаньеты делаются и из латуни, и даже из крепкого пластика, но знатоки утверждают, что только изготовленные из крепких пород дерева кастаньеты звучат так, как они звучали еще во времена Римской империи. Кастаньеты – отличный сувенир, который можно привести из Испании, они бывают нарядно украшенными, это делается специально для привлечения туристов, падких на все национальное.

Маракасы

Считается, что маракасы – кубинский вид перкуссии, но на самом деле многие племена и народы использовали нечто подобное в своих ритуальных танцах. Только кубинские маракасы делаются из выдолбленных тыковок, наполненных сушеным горохом или семенами тропических растений, а остальные делали их из высушенного дерева, наполняя мелкими камушками или дробинками. В основном маракасы используются в паре, а если для создания каких-либо эффектов требуется один инструмент, то его называют марака. Сейчас маракасы – неотъемлемая часть латиноамериканских танцев, таких как сальса, ча-ча-ча, румба, меренга и самба. Они уравновешивают страстные движения и жгучую музыку этих произведений, действуют, как глоток свежего ветра в жаркий полдень. В качестве сувенира маракасы можно привести не только с острова Куба, но и из Мексики, и из других стран Латинской Америки.

Поющая чаша

Этот инструмент пришел к нам с Тибета, его волшебные звуки не только завораживают, но и обладают целительным эффектом. В комплект с чашей входит гладкая деревянная палочка или специальный молоточек, но по чаше не стучат, а аккуратно водят палочкой по ее краям. Если вы все делаете правильно, то чаша начинает петь удивительно мелодичным голосом. Говорят, что звучание чаши помогает проясниться сознанию, прогоняет головную боль, рождает мудрость. В древности чаши делали из сплавов 5, 7, или 9 различных металлов: золота, серебра, свинца, ртути, олова, меди и железа. Убирали серебро и золото, если состав включал пять металлов, и добавляли цинк и никель, если девять. От этого зависели магические свойства чаши и ее звучание. Так же звучание чаши зависит от толщины стенок, глубины и диаметра. Но любой, извлеченный из чаши звук, становится истинной наградой для того, кто на ней играет. Если в чашу налить воды, то звук изменится, станет журчащим и кристально-чистым. При раскопках были найдены чаши-фонтаны, созданные в 5 веке до нашей эры, копии которых изготавливаются до сих пор. Если правильно потереть края такой чаши, то вода начинает подниматься, и высота фонтана достигает 1 метра. Существует поверье, что чем выше и устойчивей фонтан в чаше, тем дольше и благополучнее будет жизнь того, кто на ней играет. Любое взаимодействие с водной или обычной чашей приносит успокоение и помогает достигнуть гармонии. Подобные чаши можно встретить в Японии, Таиланде, Индии, но именно у тибетских чаш самое лучшее звучание. Тем не менее, даже самая простая поющая чаша – не только отличный сувенир и эффектная деталь интерьера, но и настоящий помощник в духовных делах.

Волынка

При одном упоминании об этом инструменте перед мысленным взором рисуется живописная картинка – мужик в высокой шапке, клетчатой юбке, простите, килте, с бурдюком, из которого в разные стороны торчат трубки. Это конечно почти так, вот только волынки бывают не только шотландские, но и ирландские, а также испанские. И только в Шотландии волынка – национальное достояние. Ее изготавливают с соблюдением всех традиций, которые накопились за много веков, большая и малые трубки действительно присоединяются к бурдюку, сделанному из отлично выделанной телячьей или козьей шкуры. При помощи малых трубок волынщик извлекает совершенно разнообразные звуки – от старинных шотландских маршей до легких плясовых мелодий. Между прочим, шотландцы считают, что их предки одерживали многочисленные победы на полях сражений именно благодаря звукам волынки. И теперь ежегодно в Глазго с мая по сентябрь проходит фестиваль мастеров игры на волынке, где волынщики демонстрируют свою способность долго и виртуозно играть на этом непростом инструменте. А так как сама игра требует немалых усилий, то состязание волынщиков напоминают спортивные. Кстати, в качестве сувенира привозить из Шотландии волынку я бы не советовала – дорого, занимает много места, а играть на ней действительно сложно. Если вы очарованы звуками волынки, то лучше привезите на память диск с записью какого-нибудь фестиваля или концерта.

Надежда Попова

Tags:, , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить Комментарий

XHTML: вы можете использовать следующие тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <blockquote cite=""> <code> <em> <strong>